Инструменты

Основная часть инструментов для моделирования в программе 3DS Max, доступна только после конвертации объекта для работы в одном из режимов моделирования. Представленные далее инструменты доступны в большинстве режимов моделирования, но рассматриваться будут на примере режима полигонального моделирования Editable Poly.

После конвертации объекта в Editable Poly, во вкладке Modify становятся доступны различные инструменты, которые сгруппированы в свитках, по назначению. Так же следует отметить, что моделирование теперь можно производить в пяти режимах выделения, которые расположены в свитке Selection командной панели, или окне выделенного объекта, и представлены на рисунке 4.16

 

Рисунок 4.16

В таблице 4.10 представлено описание позиций режимов выделения.

Таблица 4.10 - Описание позиций режимов выделения.

Поз. Название Описание
1 Vertex Позволяет выделять и редактировать вершины.
2 Edge Позволяет выделять и редактировать грани.
3 Border Позволяет выделять и редактировать открытые границы объекта.
4 Polygon Позволяет выделять и редактировать полигоны.
5 Element Позволяет выделять и редактировать весь объект.

 

Подавляющая часть режимов выделения имеет свиток с собственным набором инструментов, а так же свитки с общими инструментами для всех режимов. Чтобы получить доступ к данным инструментам следует активировать один из режимов выделения, после чего появятся свитки с инструментами. Так как инструменты часто повторяются, и не поддаются чёткой группировке, была составлена таблица 4.11, в которой представлено описание наиболее необходимых инструментов.

Таблица 4.11 - Описание наиболее необходимых инструментов.

Инструмент Описание
Remove Удаляет выделенную вершину или грань.
Break Раздваивает вершину на стыке двух полигонов, тем самым разделяя их.
Extrude Выдавливает выделенную вершину, полигон, границу или грань, создавая дополнительные грани, вершины и полигоны, которые не дают искажаться остальным элементам.
Weld и Target Weld Стягивает две выделенные вершины и грани, друг к другу, не объединяя их в одну.
Chamfer Создает «фаску» на выбранных вершинах, гранях или границах, при этом создавая дополнительные грани и вершины.
Connect Создает грани между двумя соседними вершинами, гранями или границами.
Create Создает вершины, грани, границы и полигоны, между выделенными вершинами, гранями и границами.
Collapse Объединяет выделенные вершины, грани, границы и полигоны воедино.
Attach Сращивает два отдельных объекта в один, в отличие от группировки двух объектов, этот метод позволяет редактировать срощенные объекты как один.
Detach Отделяет выбранные вершины, грани, границы и полигоны, или их копии, в отдельный объект.
Slice Plane Создает секущую плоскость, пересекающуюся с объектом под выбранным углом, область пересечения отображается в реальном времени при перемещении плоскости.
Slice Создает грани в месте пересечения с секущей плоскостью.
Reset Plane Сбрасывает секущую плоскость в начальное состояние.
Quick Slice При нажатии на объект появляется линия пересечения, которая двигается вслед за указателем мыши, при повторном нажатии образует грань, в мес-те, где была зафиксирована линия.
Cut В указанных на объекте местах создает вершины, которые связаны между собой гранями.
Bridge Создает полигоны между указанными открытыми гранями и границами.
Cap Заполняет выделенную открытую границу полигоном.
Outline Масштабирует выделенный полигон.
Bevel Выдавливает выделенный полигон, и позволяет задать угол выдавливания.
Inset Создает в выбранном полигоне грани, идущие вдоль изначальных граней полигона с выбранным отступом.
Flip Переворачивает выбранный полигон обратной стороной, при этом обратная сторона продолжает вести себя как обратная, таким образом, освещение на этот полигон не попадает.

 

Помимо представленных в таблице 4.11 в программе 3DS Max существует много других инструментов, которые расположены в других вкладках и меню. Один из самых важных таких инструментов является Boolean и ProBoolean, которые расположены во вкладке Create командной панели, в пункте Geometry и выби-раются в подпункте выпадающего списка Compound Objects. Эти инструменты позволяют приращивать или вычитать один объект из другого, таким образом, удобно производить моделирование различных отверстий и углублений любой сложности. Кроме того инструмент Boolean позволяет создать обводку вычитаемого объекта на поверхности основного, в том месте где эти объекты пересеклись. Это позволяет сэкономить много времени, вместо того чтобы рисовать грани вручную. Следует так же понимать, что у этих инструментов есть свои настройки, в зависимости от которых поведение инструментов может сильно изменяться. Подробнее эти инструменты будут рассмотрены в практической части.

Также крайне полезным инструментом является Affect Pivot Only, который расположен во вкладке Hierarchy командной панели, в пункте Pivot. После его ак-тивации, появляется возможность переместить ось вращения объекта, что бывает необходимо при моделировании каких либо подвижных соединений, или при со-здании массивов Array, или работе с симметрией. После использования следует деактивировать повторным нажатием на кнопку инструмента.